678380, РС (Якутия), Намский улус, с.Намцы, ул.Студенческая, д.1

Персональный сайт

Матвеевой Туйары Борисовны

Заведующая Центром платных дополнительных образовательных услуг для взрослых и детей.

ИО заведующей отделения «Технология»

Преподаватель методики

Социальная и психологические последствия разводов родителей на детей дошкольного возраста

Автор: Матвеева Т.Б.,
1 курс, группа ЗСППС СФВУ РС(Я)
г. Якутск, Россия tyiara1972@mail.ru, +7-914-264-38-40
Научный руководитель: Елисеева Н.Д.,
к.п.н., доцент СФВУ РС(Я г. Якутск, Россия

Социальная и психологические последствия разводов родителей на детей дошкольного возраста

Автор – Матвеева Туйара Борисовна студентка Магистратуры, 1 курс, группа СППС ЗФО-21

Научный руководитель – Елисеева Наталья Дмитриевна, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии и социальной работы Института психологии СВФУ им. М.К. Аммосова

Исследование направлено на актуальную и значимую для современного общества тему – влияние на ребенка развода родителей. В современном обществе увеличивается количество разводов – об этом свидетельствуют статистические данные. Актуальность и значимость исследования социального и психологического влияния расторжения браков на психологическое и эмоциональное состояние детей обусловлена изменяющимися социальными нормами общества. В статье приводятся результаты эмпирического исследования эмоционального состояния детей, воспитывающихся в семьях разведенных матерей.

Ключевые слова. семья, брак, последствия разводов, родители, дети, дошкольный возраст, отношения, восприятие.

Актуальность. Развод определяется как разлучение мужа и жены путем расторжения их общественного договора, который является браком. Во всем этом сценарии дети являются координационным центром, который пострадал больше всего. В связи с разлучением родителей суд обязан передать опеку над ребенком любому из них, кто достаточно способен воспитывать своего ребенка. Когда родители перестают любить друг друга и решают жить отдельно, ребенок может почувствовать, что его мир перевернулся с ног на голову. Уровень расстройства, которое чувствует ребенок, может варьироваться в зависимости от того, как их родители разошлись, возраста ребенка, насколько они понимают, и поддержки, которую они получают от родителей, семьи и друзей. Когда брак распадается, некоторые родители задают такие вопросы, как: «Должны ли мы оставаться вместе ради детей?» Другие родители считают, что развод является их единственным вариантом. И хотя у всех родителей может быть много забот на уме — от будущего их жизненной ситуации до неопределенности соглашения об опеке — они могут больше всего беспокоиться о том, как дети будут справляться с разводом. Из-за чего ребенок много страдает и получает любовь и ласку только от одного родителя.

Понимание того, что представляет собой разделение родителей, различаются между обществами и внутри них. Они зависят от того, как мужчины и женщины социализируются в этом обществе. По этим причинам невозможно составить исчерпывающий перечень раздельного проживания, который должен быть запрещен. Некоторые действия могут быть легко идентифицированы как «развод или раздельное проживание»; такие как семейные проблемы, ссоры и недоразумения между родителями, в то время как многие другие виды социального, умственного, физического поведения могут этого не делать. 

Данные особенности варьируются в зависимости от культурных и социальных практик и в зависимости от контекста, в котором это происходит. В некоторых культурах, например, непонимание между женами мужей является нормальным и рассматривается как часть отношений, в то время как в других культурах это может рассматриваться как шаг к разорению отношений. То, что приемлемо в некоторых домах, например, незначительные драки, может быть нетерпимым в других.

Наше исследование направлено на изучение социальных и психологических последствий  разводов на детей старшего дошкольного возраста. Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

1. Анализ основных понятий браков и разводов в Республике Саха (Якутия). 

2. Изучение социальных последствий разводов для детей дошкольного возраста и его законного представителя.

3. Изучение эмоционального состояния детей старшего дошкольного возраста, воспитывающихся в семьях после развода.

Методиками исследования являются авторская анкета, направленная на социальное состояние семьи и эмоциональное состояние ребенка после развода. проективная методика “Кактус» и проективная методика “Рисунок семьи”. 

Экспериментальная часть исследования проведена в Намском улусе Республики Саха (Якутия), на базе МДОУ «» села Графский берег. В практической части исследования участие приняли 31 женщин в возрасте 29-56 лет, которые находятся в разводе и дети дошкольного возраста в количестве 31 человек. Дети воспитанники детского сада с. Графский берег.

Результаты исследования и их обсуждение

Разберем статистические цифры по бракам и разводам в Республике Саха (Якутия) за последние пять лет.

Итак, за последние семь лет в Республике Саха (Якутия) всего было зарегистрировано 43 071 (сорок три тысячи семьдесят один) браков. Из них, развелось 26 342 (двадцать шесть тысяч триста сорок две) семей.

В семьях, где случился развод родителей по данным нашего исследования материальное положение улучшилось у 51,6 % семей, материальное положение не изменилось у 41,9%, материальное положение ухудшилось только у 7,5 % семей.

Положительным также считаем, что что после развода родителей дети перестали часто болеть (45,2%), у многих нормализовался сон (41,9%) в том числе и аппетит (22,6%). У шестерых детей нарушился сон и испортился аппетит. А двое наоборот стали часто болеть.

Что касается отношений с мужьями (бывшими) женщины-респонденты отмечают, что у 45,2% натянутые отношения, не поддерживают связь 41,9% и теплые отношения у 12,9% женщин.

Развод повлиял на характер отношений между супругами. Так,  только 7,5% респондентов сохранили теплые отношения с бывшими супргами – отцами своих детей. Более настораживает следующий факт, практически половина супргов не поддерживают отношения после развода даже если у них есть дети.

64,5% респондентов считают, что развод отразился на психологическом состоянии детей. 29% отмечают, что не отразился. Остальной процент респондентов отмечают и то и другое.

Дети в основном с отцами встречаются раз в год (29%), раз в полгода (22,6%). Прерваны отношения с отцами у 16,1% детей. Такой же процент детей раз в месяц встречаются с отцами. Реакция детей при встрече с отцами бывает разной. Большинство из них радуются. Так как отец, как и мать для ребенка является одним из близкого человека. По результатам исследования 42,3% детей радуются при встрече с отцами. А 38,5% детей сдержаны и не проявляют эмоции. При встрече 19,2% детей огорчаются.

В эмоциональном состоянии детей развод отразился по-разному. Как отмечают участники нашего исследования большинство детей стали более серьезными (45,2%) и позитивными (45,2%). Родители чаще всего заметили в своем ребенку уверенность в поведении. Также ребенок раскрылся к миру и стал открыто общаться с окружением. У троих замечается упрямство в поведении.

В результате исследования по методике «Кактус» отмечаем, что у большинства детей личностные особенности такие как, эгоцентризм, стремление к лидерству, экстравертированность и оптимизм, стремление к домашней защите отмечается у двоих, чувство зависимости отмечается у троих. Чувство неуверенности в себе по рисункам отмечается у троих, отсутствие стремления к домашней защите – 1, наличие чувства одиночества – 1, скрытность – 3, осторожность – 3.

Результаты исследования по методике «Рисунок семьи». У восьмерых детей наблюдаются травматические переживания, связанные с семьей. Четверо в рисунках проявили признаки оральной агрессии со стороны отца к матери. Неблагополучная семейная ситуация наблюдается у 17 детей. Один ребенок чувствует свою незначительность, ненужность. У большинства детей выявлена эмоциональная близость с матерью (16 детей). Конфликтное отношении ребенка к отцу отмечается у одного ребенка. Что касается любимых членов семьи, в рисунках наблюдается, что самым любимым членом семьи является мать, далее сестра, младший брат, у троих детей кошки и собаки.

Выводы

Таким образом, можно отметить, что в зависимости от возраста, реакции ребенка на развод родителей могут различаться. Однако, они имеют и общие характеристики. Наиболее характерными для них являются: повышенная тревожность и агрессивность, снижение самооценки и чувство вины, а также надежда.

Развод родителей является стрессовым событием для ребенка, вызывает негативные переживания. Однако, их последствия можно уменьшить, если родители будут концентрироваться на состоянии ребенка, а не на конфликте между собой. Наиболее важно, чтобы ребенку удалось избежать конфликтных ситуаций, а также сохранить общение и положительное времяпровождение с каждым родителем. Важно, чтобы в ситуации развода детям была оказана вся необходимая помощь, в том числе психологическая.

Список литературы

  1. Кунцева Е.В. Развод как психологическая травма и социальный пример для детей // МГУ им. А.А. Кулешева. Конференция «Ломоносова 2011»- 2011
  2. Мягкова, М.А. Материнские чувства и отношение в полных и неполных материнских семьях [Текст] / М.А. Мягкова // Современная наука. — 2010. — №3
  3. Саукова, А.Д. Особенности представлений о супружеских ролях девушек из неполных семей [Текст] / А.Д. Саукова, Н.Л. Васильева // Научные исследования выпускников Факультета психологии СПБГУ. — 2014. — Т.2. 
  4. Тимофеенко, Е. Е. Проблема разводов в современном мире / Е.Е. Тимофеенко. — Текст: электронный // Достижения науки и образования. — 2017. — № 6 (19)
  5. Фурманов И.А., Аладьин А.А., Фурманова Н.В. Психологическая работа с детьми, лишенными родительского попечительства. Мн.: Тесей — 1999
  6. Целуйко В.М. Психология современной семьи. М.: Владос-Пресс, 2004
  7. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкий В.В. Семейная психотерапия. — Екатеринбург, 2001

Комментарий читателей статьи "Социальная и психологические последствия разводов родителей на детей дошкольного возраста"

  • Есть чем поделиться? Пишите в комментариях

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *