678386, РС (Якутия), с.Графский Берег, МР«Намский улус»

Персональный сайт

Матвеевой Туйары Борисовны

Педагог—психолог детского сада «Ромашка», с.Графский берег, МР«Намский улус», Республика Саха (Якутия)

Здравствуйте, уважаемые коллеги и гости моего сайта!

Согласно требованиям ФГОС ДО для успешной реализации Основной образовательной программы в ДОУ должны быть созданы соответствующие психолого-педагогические условия с учетом возможностей, особенностей развития каждого ребенка и социальной ситуации его развития.

В своей профессиональной деятельности я выполняю должностные обязанности  в соответствии с профессиональным стандартом «Педагог – психолог»: психолого-педагогическое сопровождение реализации основных образовательных программ, психологическое консультирование и психологическое просвещение субъектов образовательных отношений, коррекционно-развивающая работа и психологическая диагностика воспитанников, психологическая профилактика.

Целью деятельности педагога-психолога дошкольного учреждения является:

— Создание условий для обеспечения полноценного психического и личностного развития детей дошкольного возраста в процессе их воспитания, образования и социализации на базе ДОУ;

— Содействие администрации и педагогическому коллективу ДОУ в создании социальной ситуации развития, соответствующей индивидуальности детей и обеспечивающей психологические условия для охраны психологического и психического здоровья детей, их родителей, педагогических работников и других участников образовательного процесса;

— Содействие педагогическому коллективу, администрации, родителям в воспитании детей дошкольного возраста, формировании у них социальных качеств личности, способности к активному социальному взаимодействию; педагогической готовности к школьному обучению;

— Формирование у детей психологической готовности к решению задач последующих возрастов.

Задачи деятельности педагога-психолога:

— Психологический анализ социальной ситуации развития в ДОУ, выявление основных проблем в определении причин их возникновения, путей и средств их разрешения.

— Содействие личностному и интеллектуальному развитию детей в процессе освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования, результатом которого является достижение воспитанниками психологической готовности к школе.

— Формирование у детей способности к контролю и самоорганизации.

— Содействие педагогическому коллективу в гармонизации социально-психологического климата в ДОУ.

— Психологическое обеспечение основной общеобразовательной программы дошкольного образования с целью адаптации их содержания и способов освоения к интеллектуальным и личностным возможностям и особенностям детей.

— Профилактика и преодоление отклонений в социальном и психологическом здоровье, а также в развитии детей.

— Участие в комплексной психолого-педагогической экспертизе профессиональной деятельности специалистов ДОУ, образовательных программ и проектов, учебно-методических пособий, работе ПМПк.

— Разработка и реализация индивидуальных образовательных маршрутов для детей с ОВЗ.

Основные направления работы:

  1. Психолого-педагогическое сопровождение реализации основных и дополнительных образовательных программ.
  2. Психологическая диагностика детей и педагогического коллектива.
  3. Коррекционно-развивающая работа с детьми.
  4. Психологическое просвещение всех участников образовательного процесса.
  5. Психопрофилактика, направлена на сохранение и укрепление психологического здоровья воспитанников.

Психологическая диагностика

Цель: Получение своевременной информации об индивидуально-психологических особенностях детей, динамике процесса их развития, необходимой для оказания психологической помощи воспитанникам, родителям и педагогам; выявление возможностей, интересов, способностей и склонностей детей для обеспечения наиболее полного личностного развития. Выбор инструментария для проведения психодиагностики осуществляется психологом самостоятельно в зависимости от уровня профессиональной компетентности и круга решаемых развивающих задач.

Для реализации данного направления осуществляется:

— Наблюдение за воспитанниками всех возрастных групп.

— Диагностика психологической готовности к обучению в школе детей подготовительных групп.

— Диагностика воспитанников в рамках психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПк) ДОУ, согласно положению о ПМПк.

— Диагностика эмоционального состояния детей.

Коррекционно-развивающая работа

Этому направлению уделяется большое значение. Психолого-педагогическая коррекция – это деятельность педагога-психолога, направленная на повышение возможностей ребенка в обучении, поведении, в отношении с другими людьми – детьми и взрослыми, на раскрытии его потенциальных творческих резервов.

Цель: создание условий для раскрытия потенциальных возможностей ребенка, коррекция отклонений психического развития.

Педагог-психолог ДОУ осуществляет коррекционную и развивающую работу в пределах своей профессиональной компетентности, работая с детьми, имеющими уровень психического развития, соответствующий возрастной норме. Развитие ребенка в пределах возрастной нормы не исключает наличие тех или иных проблем в познавательной, эмоциональной, мотивационной, волевой, поведенческой и т. п. сферах, что и может быть объектом коррекционной и развивающей работы психолога. Важно помнить, что в том случае, если отклонения выражены в значительной степени, ребенка необходимо направить на консультацию к специалистам психолого-медико-педагогической комиссии или в психолого-педагогические и медико-социальные центры. Дальнейшая коррекционная и развивающая работа с данными детьми строится на основе полученного заключения и рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии, с участием психологов, дефектологов, и других специалистов. Коррекционная работа строится как целостная осмысленная деятельность ребенка, органически вписывающаяся в систему его повседневных жизненных отношений.

В данном направлении реализуется:

— Проведение коррекционно-развивающих занятий с детьми группы компенсирующей направленности с целью формирования познавательной мотивации;

— Проведение коррекционно-развивающих занятий с детьми подготовительной группы, с целью формирования психологической готовности к школьному обучению (развитие психических процессов, мотивации обучения в школе);

— Индивидуальные занятия с детьми, имеющими ниже среднего и низкий уровни развития психических процессов, психологической готовности к школе.

Психологическое просвещение и профилактика

Цель:создание условий для повышения психологической компетентности педагогов, администрации ДОУ и родителей, а именно:

— Актуализация и систематизация имеющихся знаний.

— Повышение уровня психологических знаний.

— Включение имеющихся знаний в структуру деятельности; разработка и апробация и внедрение развивающих программ для детей разного возраста.

— Предупреждение возможных нарушений в психическом здоровье дошкольника.

— Контроль за соблюдением психологических условий общения и развития детей в образовательном учреждении и семье, обеспечением гармоничного, психического развития и формирования личности детей на каждом возрастном этапе.

— Обеспечение условий оптимального перехода детей на следующую возрастную ступень, предупреждение возможных осложнений в психическом развитии и становлении личности детей в процессе непрерывной социализации.
Реализация данного направления:

— Сопровождение адаптационного периода субъектов образовательного процесса: дети, родители (законные представители), педагоги.

— Анализ медицинских карт вновь прибывших детей для получения информации о развитии и здоровье дошкольника, выявление «детей группы риска»;

-Групповые и индивидуальные консультации для родителей вновь прибывших детей;

— Информирование педагогов о выявленных особенностях ребенка с целью оптимизации взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса по объявленному вопросу.

— Выявление случаев психологического неблагополучия педагогов и разработка совместно с администрацией плана по устранению причин возникновения данной ситуации.

Психологическое консультирование

Цель: оптимизация взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса и оказание им психологической помощи при выстраивании и реализации индивидуальной программы воспитания и развития.

Реализация данного направления, заключается в коммуникативном взаимодействии специалиста с лицами, нуждающимися в получении консультативной помощи. Данное взаимодействие осуществляется как по запросу администрации, педагогов, родителей, так и по личному обращению консультируемого. Результатом данного взаимодействия с обратившимся является удовлетворение поступившего запроса, выработка рекомендаций, выстраивание алгоритма дальнейшего сотрудничества (по необходимости). Основным методом и формой оказания консультативной помощи, является беседа индивидуального характера.

Accessibility