Взаимодействие педагогов ДОУ с родителями детей с особенными образовательными потребностями в обучении.
- 30/10/2021
- 22
- нет
Матвеева Туйара Борисовна
педагог-психолог,
Муниципальное бюджетное дошкольное
образовательное учреждение «Детский сад «Ромашка» с. Графский берег
муниципального образования «Намский улус» Республика Саха (Якутия)
tyiara1972@mail.ru
Взаимодействие педагогов ДОУ с родителями детей с особенными образовательными потребностями в обучении.
Аннотация. В данной статье рассматривается взаимодействие педагогов ДОУ с родителями детей с особенными образовательными потребностями в обучении. Приведены принципы работы с родителями детей с особенными образовательными потребностями в обучении. А также приведены формы работы с родителями.
Annotation. This article discusses the interaction of PRESCHOOL teachers with parents of children with special educational needs in training. The principles of working with parents of children with special educational needs in training are given. The forms of working with parents are also provided.
Ключевые слова: педагог, образование, родители, дети, дошкольное образование, обучение.
Key words: teacher, education, parents, children, preschool education, training.
В современном мире увеличилось количество детей с особыми образовательными потребностями. В настоящее время термин «дети с особыми образовательными потребностями» используется как в широком социальном, так и в академическом контексте. Современные научные концепции позволяют выделить особые образовательные потребности, общие для разных категорий детей с нарушениями развития [1].
Дети с особыми образовательными потребностями — это дети, нуждающиеся в особой психологической и педагогической поддержке и организации особых условий для их воспитания и обучения [4]. Как показывает практика, увеличение количества «особенных» детей требует от педагогов дошкольных учреждений готовности наладить эффективное взаимодействие с учетом специфики их развития.
Рождение ребенка с отклонениями в развитии всегда является стрессом для семьи. Проблема воспитания и развития «особенного» ребенка становится для семьи сложной. Родители находятся в психологически сложной ситуации: они испытывают боль, грусть, переживания и часто впадают в отчаяние. Такие семьи нуждаются в обширной психологической и образовательной поддержке.
Семья и дошкольное учреждение — два важнейших института социализации дошкольников. Работа с семьей — важная задача системы образования. Именно семья и семейные отношения составляют основу любой образовательной программы, проводимой в учебном заведении. Организация взаимодействия с семьей дошкольного учреждения — сложная задача, для которой нет готовых технологий и рецептов.
Эффективность всего образовательного процесса во многом определяется желанием педагога взаимодействовать как с ребенком особенностями развития, так и с его семьей. В то же время готовность педагога общаться, обучать и развивать «особенных» детей часто выходит за рамки компетенции. Необходимо, чтобы дошкольное учреждение и семья были открыты друг другу и помогали раскрывать способности и навыки ребенка. Успех в этом непростом процессе воспитания и обучения ребенка с особыми образовательными потребностями зависит от профессиональной компетентности педагогов и образовательной культуры родителей.
Неслучайно большое внимание уделяется работе с родителями детей с особыми образовательными потребностями. Для тех детей, чей контакт с внешним миром ограничен, неизмеримо возрастает роль семьи. Семья имеет значительные возможности для решения определенных проблем: воспитание детей, в том числе в сфере социального и трудового права, становление детей с ограниченными возможностями как активных членов общества. Процесс реализации родительской поддержки длительный и требует обязательного всестороннего участия всех специалистов, наблюдающих за ребенком (педагог-психолог, педагог-дефектолог, врач, психолог и т.д.).
Поэтому на педагога дошкольного образовательного учреждения ложится большая ответственность, поскольку он должен стать настоящими помощниками, партнерами родителей в воспитании и развитии детей с особыми потребностями, умело выбирая формы и методы взаимодействия с ними. При работе с родителями мы рекомендуем следующие формы работы:
1. Информационно-аналитические (анкетирование; опрос).
Для определения уровня компетентности родителей в вопросах познавательного развития детей и обеспечения обратной связи для анализа эффективности работы педагога с родителями при организации коррекционно-развивающей деятельности можно проводить опрос родителей.
2. Наглядно-информационные.
Информационный стенд, которая отражает самые важные события, много рассказывает родителям о жизни детей, а также информационный стенд призвана обогатить знания родителей о развитии и воспитании детей.
3. Познавательные формы организации общения.
Эти формы работы предназначены для ознакомления родителей с особенностями возраста и психологического развития детей, рациональными методами и педагогическими приемами развития у родителей практических навыков [9].
Особой популярностью у родителей пользуется такой вид работы, как чаепитие. Можно организовать чаепития на дни рождения детей. Родители очень ценят внимание, уделяемое ребенку в коллективе, и стараются сделать отдых незабываемым. Беседа с родителями, приуроченная к разным праздникам.
Родительское собрание остается одной из самых традиционных, но эффективных познавательных форм работы с семьей. Мы используем разные способы познакомить родителей: открытые занятия (или их фрагменты), небольшие выступления и конкурсы.
Можно организовать тематические консультации, чтобы ответить на любые интересующие родителей вопросы. Их проводят специалисты по общим и конкретным темам, например, развитие речи у ребенка, защита его психики, грамотность и т. д.
Для успешного взаимодействия педагогов и родителей приведем принципы работы:
1. Личностно-ориентированный подход к детям, к родителям, где упор делается на личностные особенности ребенка и семьи; обеспечение комфортной и безопасной среды.
2. Гуманно- личностный- всестороннее уважение и любовь к ребенку, к каждому члену семьи, доверие к ним.
3. Принцип комплексности — психологическое сопровождение можно рассматривать только в комплексе, в тесном контакте педагога-психолога с педагогом-дефектологом, воспитателем, музыкальным руководителем, родителями.
4. Принцип доступности. Основой для создания модели конструктивного взаимодействия с родителями детей являются теоретические выводы Н.Н. Обозова, Л.В. Байбородова, Ю.А. Верхотурова. В рамках этой модели конструктивное взаимодействие выстраивается постепенно [2].
Процесс воспитания и обучения в детском учреждении и в семье должен строиться на принципе сотрудничества, процесс обучения должен быть последовательным, у участников образовательного процесса — педагога и родителей — должны быть единые требования к ребенку.
Таким образом, работа с родителями осуществляется в течение длительного периода времени и должна давать следующие результаты: родители видят, что вокруг них есть семьи, которые им духовно близки и имеют схожие проблемы; убеждаются на примере других семей в том, что активное участие родителей в развитии ребенка ведет к успеху; формируются активная родительская позиция и соответствующая самооценка, доверительное отношение к сотрудникам дошкольного учреждения. Такое сотрудничество со специалистами дошкольного образовательного учреждения помогает родителям применять полученные знания и навыки при работе с детьми в домашних условиях и принимать ребенка таким, какой он есть — во всех его проявлениях. Только при тесном взаимодействии всех участников образовательного процесса возможно успешное формирование личностной готовности детей с нарушениями развития к школьному обучению, социализации и их адаптации в обществе.
Список использованной литературы
1. Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 63.
2. Бодалёв, А.А. Психологические трудности общения и их преодоление [Текст] / А.А. Бодалёв, А.Г. Ковалев. — М., 2001. — 422 с.
3. Екжанова Е. А. Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями интеллекта. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание / Е. А. Екжанова, Е. А. Стребелева. — М. : Просвещение, 2003. — 272 с.
4. Левченко И. Ю. Психологическое изучение детей с нарушениями развития / И. Ю. Левченко, Н. А. Киселева. — М. : Книголюб, 2008. — 160 с.
5. Мамайчук И.И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии. — СПб.: Речь, 2001. — 220 с.
6. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования/ под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Василевой. — 3 изд., испр. и доп. — М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. — 368 с.
7. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования [Электронный ресурс]. — Режим доступа: firo.ru/wp-content/uploads/2014/02/POOP_DO.pdf. (дат обращения: 23.12.2016).
8. Социально-педагогические, психологические и философские аспекты формирования личности в культуре современной России. Сб. научн. Тр. / Отв. Ред. Л.Ф. Баянова, Ю.И. Юричка. Всероссийская научно-практическая конференция. — Бирск: Бирская государственная социально-педагогическая академия, 2006. — 220 с.
9. Спиваковская А.С. Психотерапия: игра, детство, семья. Том 2. — М.: ООО Апрель Пресс, ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. — 464 с.
Комментарий читателей статьи "Взаимодействие педагогов ДОУ с родителями детей с особенными образовательными потребностями в обучении."