«Мир особого ребенка»
- 30/10/2021
- 41
- нет
Матвеева Туйара Борисовна
педагог-психолог,
Муниципальное бюджетное дошкольное
образовательное учреждение «Детский сад «Ромашка» с. Графский берег
муниципального образования «Намский улус» Республика Саха (Якутия)
tyiara1972@mail.ru
«Мир особого ребенка»
Аннотация: В статье рассказывается о проекте «Мир особого ребенка», разработанном в МБДОУ Детский сад «Ромашка» с. Графский берег Намский улус. Проект создан с целью коррекции психофизического и речевого развития детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью.
Annotation: The article describes the project “The World of a Special Child”, developed at MBDOU Kindergarten “Daisy” p. Count shore Namsky ulus. The project was created with the aim of correcting the psychophysical and speech development of children with disabilities and disabilities.
Ключевые слова: инклюзивное образование, дети с ОВЗ, дошкольное образовательное учреждение, инклюзивная группа, коррекционная работа.
Key words: inclusive education, children with disabilities, preschool educational institution, inclusive group, correctional work.
На данный момент самая актуальная проблема современного общества является обучение и процесс социализации детей с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) и инвалидностью, детей с особыми образовательными потребностями. Инклюзивное образование позволяет формировать такое образовательное пространство, в котором любой ребенок, в том числе с ОВЗ и инвалидностью, может быть включен в образовательную и социальную жизнь, что позволит ему добиваться успехов, ощущать безопасность и свою значимость в коллективе сверстников.
В соответствии с Российским законодательством каждый ребенок, не зависимо от региона проживания, состояния здоровья (тяжести нарушения психического развития), способности к освоению образовательных программ имеет право на получение качественного образования, соответствующего его потребностям и возможностям.[1] Детям с ОВЗ и инвалидностью их временные (или постоянные) отклонения в физическом и (или) психическом развитии препятствуют освоению образовательных программ, эта категория обучающихся нуждается в создании специальных условий обучения и воспитания. [2]
Дети с ОВЗ и инвалидностью могут реализовать свой потенциал только вовремя начатого, адекватно организованного процесса воспитания и обучения. В будущем, что бы жизнь детей с ОВЗ и инвалидностью была полноценной, нам нужно обеспечить условия для их успешной интеграции в среду здоровых сверстников уже в дошкольном учреждении. Создать условия является сложной задачей, требуется комплексный подход и полная отдача от всех участников процесса. [3] Для решения этой задачи необходимо изменить систему образования в ДОУ, спроектировать новые формы организации образовательного пространства.
Внедрение инклюзивного образования на данный момент в ДОУ выявляет ряд серьезных проблем:
Во-первых, отсутствие необходимой методической литературы, диагностического материала. В ДОУ нужна литература коррекционного вида, для организации непосредственной образовательной деятельности детей с ОВЗ и инвалидностью. Особенно остро вопрос обеспечения методической литературой стоит для детей саха и коренных малочисленных народов Севера.
Во-вторых, отсутствие или нехватка, недоступность для детей с ОВЗ и инвалидностью таких узких специалистов, как дефектологи, сурдологи, психологи, логопеды, нейропсихологи, тьюторы, медицинские работники.
В-третьих, отсутствие финансирования, к сожалению многие сады с трудом могут позволить себе организацию инклюзивных групп, как раз потому, что есть необходимость в приобретении дополнительных средств обучения, специального оборудования, к которому относятся специальные столы, корректоры осанки и тактильные панели, массажные коврики, средства для организации безбарьерной среды и т.д.
МБДОУ Детский сад «Ромашка» с. Графский берег Намского улуса Республика Саха (Якутия) посещают дети с ограниченными возможностями здоровья аутистического спектра РАС, психического развития ЗПР, нарушениями речи, эмоционально-волевой сферы.
Образовательный процесс дошкольного учреждения включает в себя организованную образовательную деятельность взрослых участников образовательного процесса и детей, самостоятельную деятельность детей и образовательную деятельность проведении режимных моментов.
Перед началом работы с детьми с ОВЗ, у нас появилась проблема организации для них учебного процесса, это выбор формы, методы работы. На сегодняшнем этапе реализации образовательной программы приоритетным является личностно–ориентировочное образование, и при работе с детьми мы опираемся на индивидуальные особенности ребенка. К этой категории детей необходим индивидуальный подход, осуществить его на практике – дело трудное. Задача индивидуального подхода это полное выявление способов развития, возможностей ребенка.
У детей с ОВЗ имеются трудности в общении, поведении, обучении, эмоциональном развитии. Кроме проблем социального взаимодействия и общения, дети с ограниченными возможностями здоровья имеют сложности в адекватном восприятии мира. Проблема мышления и речи принадлежит к кругу тех психологических проблем, в которых на первый план выступает вопрос об отношении различных психологических функций, различных видов деятельности сознания.
С октября месяца 2018 года в детском садике начал работу проект «Мир особого ребенка». Главная цель проекта: коррекция психофизического и речевого развития, оказание комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в освоении основной образовательной программы дошкольного образования.
Основная задача коррекционной работы – создание условий для всестороннего развития ребенка с ОВЗ в целях обогащения его социального опыта и гармоничного включения в коллектив сверстников.
Проект является системой, включающей в себя методы, технологии и приемы интенсивного вмешательства. Формат работы – психолого-педагогическое сопровождение с использованием приемов интенсивного вмешательства.
Интенсивно (коррекционные) занятия мы стали проводить совместно с педагогами и родителями детей с ОВЗ. В это занятие у нас в работу включены все педагоги: это музыкальный руководитель, инструктор по физкультуре (учит детей делать самомассаж), учитель-логопед, воспитатели и помощники воспитателей. Занятия активизируют различные функции центральной нервной системы ребенка.
Проект создан на базе основной образовательной программы «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С Комаровой, М.А. Васильевой, специальной коррекционной программой Н.В. Нищевой и на основной примерной адаптированной основной образовательной программе дошкольного образования на основе ФГОС дошкольного образования для раннего и дошкольного возраста.[7]
В интенсивно-коррекционных занятиях нами используются некоторые методики из АВА-терапии создателя Иваара Ловаасе, например, поощрение и повторение.[4] Кроме этого используются методики Марии Монтесори по социализации ребенка. А так же используются нетрадиционные методы обучения по авторским играм, которые были разработаны нами самостоятельно. Наша коррекционная деятельность направлена по пяти областям ФГОС:
— социально-коммуникативное развитие;
— познавательное развитие;
— речевое развитие;
— художественно-эстетическое развитие;
— физическое развитие.[5]
Новизна коррекционной работы заключается в разработке и апробации комплексных занятий совместно с родителями, через использование нетрадиционных методов обучения.
Занятие проводится каждый вторник комплексно со всеми педагогами, в течении 1 часа с перерывом на 15-20 мин.
В образовательный процесс вовлекаются все непосредственные участники:
1. Преподавательский состав, дети, родители;
2. Организация вариативной развивающей среды, где всем предлагаются равные возможности;
3. Создаются доверительные отношения внутри коллектива (создан проект для педагогов «Формирование благоприятного социально-психологического климата в коллективе”).
В назначенное время подходят родители детей и мы начинаем свой интенсив–занятие, которое состоит из 5 блоков:
1 блок. Педагог-психолог.
2 блок. Инструктор по физкультуре.
3 блок. Учитель-логопед.
4 блок. Воспитатель.
5 блок. Музыкальный руководитель.
Диагностика, проведенная после 3 месяцев интенсив-занятий, показала положительную динамику психомоторного развития, высокое развитие психических процессов у детей с ОВЗ, что подтверждает результативность использования интенсивного занятия. Отмечается эмоциональный отклик на занятие, им очень нравится заниматься, улучшилась координация движения, повысилась умственная трудоспособность, усидчивость, дети стали выдержаннее, внимательнее, появилась эмпатия друг к другу.
Кроме этого, вышеуказанные методы помогают организовать занятия интересней и разнообразней, что немало важно для развития внимания детей. Процесс идёт динамично, в эмоционально благоприятной среде. Целесообразный подбор физических упражнений позволяет избирательно решать как общие, так и специфические задачи. Такие естественные виды упражнений как ходьба, бег, метание, прыжки, упражнения с мячом обладают огромными возможностями для коррекции и развития координационных способностей, равновесия, ориентировки в пространстве, физической подготовленности, профилактики вторичных нарушений, коррекции сенсорных и психических нарушений. Мы в своих занятиях разносторонне развиваем детей, получаем коррекцию недостатков, мотивацию и способность детей в различных видах деятельности
Детям с ОВЗ сейчас не обязательно обучаться в специальных учреждениях, качественное образование и адаптацию к жизни они смогут в обычном образовательном учреждении.Независимо от физических и умственных способностей, социального положения, инклюзивное образование предоставляет возможность каждому ребенку удовлетворить свою потребность в развитии и равные права в получении адекватного уровня его развития.
Хотелось бы сказать, что для детей с ОВЗ доступным образовательное учреждение делают педагоги, способные реализовать особые образовательные потребности для детей данной категории. Это создание психологической, нравственной атмосферы, в которой особый ребенок перестанет ощущать себя не таким как все и приобретает право на счастливое детство. У педагогов должно быть желание работать с детьми с ОВЗ, подстраиваться под детей, помогать им занять достойное место в обществе и наиболее полно реализовать свои личностные возможности.
В нашем «Детском саду «Ромашка» мы построили доверительные отношения в совместной деятельности педагогов, родителей и детей. На данный момент у нас партнерское взаимодействие с семьями детей с ОВЗ и инвалидами. [6]
Использование традиционных и нетрадиционных форм работы дает определенные результаты: родители стали более активно участвовать и помогать педагогам и своим детям. Они начали проявлять искренний интерес к жизни группы, занятий и детского сада в целом, дополнительно стали заниматься дома с детьми. Работа с семьей – это длительный процесс и очень кропотливый труд.
Количество детей с тем или иным видом инвалидности продолжает расти. А это значит, что тысячи семей в стране нуждаются в поддержке. Поддерживать инклюзивное образование – значит давать детям шанс стать частью общества, развивать таланты, социализироваться.
Использованная литература
2.Примерные одобренные адаптированные основные общеобразовательные программы согласно ФГОС ОВЗ (от 22.12.2015)
3.Письмо Министерства образования и науки РФ от 11.03.2016 № ВК-452-01
«О введении ФГОС ОВЗ»
4.Веденина М.Ю. Возможности организации внимания аутичного ребенка /Материалы международной научно-практической конференции намята К.С.Лебединской. — М.,1995. — С.28-29.
5. Вераксы Н.Е,Комаровой Т.С, Васильевой М.А. Основная образовательная программа «От рождения до школы» Мозаика –синтез, Москва.2016 г
6.Доронова Т.Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями. [Текст]// Т.Н. Доронова, М.: «Сфера», 2002, с. 114
7.Нищева Н.В. Пректирование основной адаптированной образовательной программы.СПб.: ООО « Издательство « Детство- Пресс», 2016
8.http://fb.ru/article/165575/ava-terapiya—chto-eto-takoe-metod-ava-terapii
9.https://mchildren.ru/uprazhneniya-prakticheskoj-zhizni/
Комментарий читателей статьи "«Мир особого ребенка»"