IT в образовании детей с особыми образовательными потребностями в образовании
- 30/10/2021
- 17
- нет
Матвеева Туйара Борисовна
педагог-психолог,
Муниципальное бюджетное дошкольное
образовательное учреждение «Детский сад «Ромашка» с. Графский берег
муниципального образования «Намский улус» Республика Саха (Якутия)
tyiara1972@mail.ru
IT в образовании детей с особыми образовательными потребностями в образовании
Аннотация. В данной статье рассматривается IT в образовании детей с особыми образовательными потребностями. Информационные технологии как образовательные технологии являются неотъемлемой частью образовательных технологий и включают не только использование компьютеров, но и весь спектр современных технических средств обучения, например устройства обработки информации, периферийные компьютерные устройства, средства связи, мультимедийные средства и специальные средства для детей с особыми образовательными потребностями.
Annotation. This article discusses IT in the education of children with special educational needs. Information technologies as educational technologies are an integral part of educational technologies and include not only the use of computers, but also the entire range of modern technical teaching tools, such as information processing devices, computer peripherals, communication tools, multimedia tools and special tools for children with special educational needs.
Ключевые слова: информационные технологии, дошкольное образование, дети с особыми образовательными потребностями, инклюзия, образование, педагог.
Keywords: information technologies, preschool education, children with special educational needs, inclusion, education, teacher.
Особенностью современного мира является внедрение информационных технологий практически во все структуры общества и государства. Быстрое развитие информационных технологий в последние несколько десятилетий является результатом заметных преимуществ, скорости и надежности в решении определенных проблем в различных сферах жизни. Существенно меняется и система современного образования.
Традиционные формы представления информации постепенно заменяются современным мультимедийным контентом, сочетающим в себе различные форматы текста, звука, графики и видео. Глобальные компьютерные сети Интернет предлагает огромные возможности для разных способов связи.
В связи с активным развитием процесса компьютеризации в современном обществе информационные технологии становятся одним из главных инструментов обучения. Эти технологии открывают новые перспективы для детей с особыми образовательными потребностями и позволяют им получить полное, качественное, а также конкурентоспособное образование [1].
Информационные технологии как образовательные технологии являются неотъемлемой частью образовательных технологий и включают не только использование компьютеров, но и весь спектр современных технических средств обучения, например, устройства обработки информации, периферийные компьютерные устройства, средства связи, мультимедиа и специальные средства для детей с особыми образовательными потребностями.
Использование информационных технологий в учебном процессе имеет то преимущество, что помогает наладить процесс общения и взаимодействия, обеспечивает доступ к образовательным ресурсам в наиболее удобном формате и повышает интерес к занятиям. Использование этих технологий значительно повышает квалификацию дошкольников и воспитателей в системе специального образования.
Внедрение информационных технологий дает детям с особыми образовательными потребностями доступ к информации в индивидуализированной форме, наиболее подходящей для них. Процесс общения и взаимодействия стал проще. Для некоторых категорий детей с особыми образовательными потребностями, например, у детей с тяжелыми и (или) множественными нарушениями психического и (или) физического развития информационные технологии являются единственным и уникальным средством, с помощью которого они могут взаимодействовать и общаться с окружающим миром.
Современные информационные технологии открывают широкие перспективы для эффективной организации образовательной среды для всех категорий детей с особыми образовательными потребностями.
Таким образом можно устранить препятствия на пути обучения и адаптировать процесс обучения к индивидуальным потребностям. Огромный потенциал вспомогательных технологий для преодоления функциональных ограничений, препятствующих обучению, позволяет рассматривать информационные технологии как связующее звено между функциональными способностями детей и индивидуальными потребностями. Ключевая идея этого модуля — обосновать возможности использования инструментов информационных технологий для развития потенциала детей с особыми образовательными потребностями в инклюзивной среде.
Основная цель модуля — выработать целостное понимание основных подходов к обеспечению равного доступа всех детей к информационным и образовательным ресурсам с использованием информационных технологий [3].
Эффективность обучения возрастает с использованием различных наглядных материалов, но становится все сложнее привлечь и удивить современного дошкольника с особыми образовательными потребностями традиционными средствами: картинками, игрушками, моделями, складными кубиками. Дети, которые уже знакомы с компьютером, нуждаются в особом внимании и влиянии в организации своей деятельности в целом. Однако основная цель использования информационных технологий не в замене традиционных инструментов, а в их дополнении.
Следует помнить, что никакие компьютерные технологии, какими бы эффективными они ни были, не могут заменить живое общение с детьми. Компьютерные технологии — это не цель, а средство обучения, средство, активирующее процесс коррекции.
С помощью презентаций, обучающих видеоигр и видеороликов вы можете работать с материалом, который соответствует реальным условиям жизни, и моделировать ситуации, которые трудно или невозможно увидеть в повседневной жизни.
Также важно, чтобы с электронными изображениями можно было производить различные манипуляции (например, чтобы сделать их ярче, крупнее и реалистичнее). Что не всегда достижимо при использовании рисунков или иллюстраций на бумаге.
Игры и упражнения на компьютере создают более комфортные условия для успешного выполнения предложенных задач. Таким образом, педагог имеет возможность познакомить ребенка с моделями взаимодействия с вымышленными персонажами компьютерной программы, что способствует развитию межличностного общения в целом. По словам компьютерных героев, дошкольник старается правильно говорить, видеть ситуацию, контролировать и исправлять ее. Он «помогает» герою решать различные задачи, с которыми он может столкнуться позже в реальной жизни.
На индивидуальных занятиях по информационным технологиям дети теряют негативное отношение, связанное с необходимостью повторять определенные звуки и слоги, а также автоматизировать и различать звуковую трансляцию. Есть доверие и желание научиться правильно говорить.
Таким образом, можно сделать вывод, что реализация возможностей современных информационных технологий расширяет спектр видов образовательной деятельности, позволяет им совершенствовать существующие и создавать новые формы организации и методов обучения. Обучение детей с ограниченными возможностями с использованием современных информационных технологий помогает решить одну из основных задач коррекционного образования — развитие индивидуальности ребенка, его способности ориентироваться, а также адаптироваться в современном обществе.
Список использованной литературы
1. Горвиц Ю., Поздняк Л. Кому работать с компьютером в детском саду. Дошкольное воспитание, 2010 г., № 5.
2. Калинина Т.В. Управление ДОУ. “Новые информационные технологии в дошкольном детстве”. М, Сфера, 2008.
3. Кукушкина О. И. Применение информационных технологий в специальном образовании // Специальное образование: состояние, перспективы развития. Тематическое приложение к журналу “Вестник образования”. – 2013. – № 3. – С. 67-76.
4. Крючкова О. Г. Использование информационных технологий в обучении людей со специальными образовательными потребностями. Обзор терминологии и типов программного обеспечения. Издательский дом «Первое сентября», 2009.
5. Моторин В. «Воспитательные возможности компьютерных игр». Дошкольное воспитание, 2010 г., №11.
6. Новоселова С.Л. Компьютерный мир дошкольника. М.: Новая школа, 1997.
7. Управление инновационными процессами в ДОУ. – М., Сфера, 2008.
Комментарий читателей статьи "IT в образовании детей с особыми образовательными потребностями в образовании"