678380, РС (Якутия), Намский улус, с.Намцы, ул.Студенческая, д.1

Персональный сайт

Матвеевой Туйары Борисовны

Заведующая Центром платных дополнительных образовательных услуг для взрослых и детей.

ИО заведующей отделения «Технология»

Преподаватель методики

Использование логоритмики в развитии детей с ОВЗ в ДОУ

Матвеева Туйара Борисовна
педагог-психолог,
 Муниципальное бюджетное дошкольное
образовательное учреждение «Детский сад «Ромашка» с. Графский берег
муниципального образования «Намский улус» Республика Саха (Якутия)
tyiara1972@mail.ru

Использование логоритмики в развитии детей с ОВЗ в ДОУ

Аннотация. В данное статье рассмотрено использование логоритмики в развитии детей с ОВЗ в ДОУ. Целью логоритмики для детей с ОВЗ является всестороннее развитие ребенка по его способностям и максимальная адаптация к социальной среде. Логоритмические занятия направлены на всестороннее развитие ребенка с ОВЗ, совершенствование его речи, овладение моторикой, умением ориентироваться в окружающем мире, пониманием смысла предлагаемых заданий, умением преодолевать трудности и творчески выражать себя.

Annotation. This article discusses the use of logarithmics in the development of children with disabilities in preschool educational institutions. The purpose of logorhythmics for children with disabilities is the comprehensive development of the child according to his abilities and maximum adaptation to the social environment. Logorhythmic classes are aimed at the comprehensive development of a child with disabilities, improving his speech, mastering motor skills, the ability to navigate the world around him, understanding the meaning of the proposed tasks, the ability to overcome difficulties and express himself creatively.

         Ключевые слова: логоритмика, дети, дошкольники, ограниченные возможности здоровья, детский сад, дошкольное образование, инклюзия.

Keywords: logorhythmics, children, preschoolers, disabilities, kindergarten, preschool education, inclusion.

         В современном мире внедрение процесса интеграции и включения в образовательное пространство в нашей стране является не только отражением времени, переосмыслением отношения общества к людям с особыми возможностями здоровья, но и обязательной частью закон «Об образовании в Российской Федерации». К категории детей с особыми возможностями здоровья относятся одаренные дети, дети с ограниченными возможностями здоровья и дети «группы риска». Дети с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ) – дети с отклонениями в физическом или психическом развитии, подтвержденными психолого-медико-педагогической комиссией, препятствующие обучению без создания специальных условий. Дети с ОВЗ могут иметь инвалидность, которая устанавливается медицинским учреждением [6].

         Статус «ребенок с ОВЗ» определяется в раннем возрасте. Согласно последним статистическим данным, число детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями неуклонно растет. Группа дошкольников с ОВЗ неоднородна. Это определяется прежде всего тем, что в нее входят дети с различными нарушениями развития: слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с выраженными нарушениями эмоционально-волевой сферы, с задержкой и сложными нарушениями развития. С учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей необходимо помочь ребенку справиться с основной образовательной программой, обеспечить коррекцию отклонений в развитии и социальную адаптацию детей с ограниченными возможностями здоровья.

         Организация коррекционной работы с детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья становится предметом многочисленных обучающих семинаров и научно-практических конференций, острых дискуссий на рабочих совещаниях специалистов, педагогов и на заседаниях психолого-медико-педагогической комиссии в ДОУ. На сегодняшний день разработаны, постоянно дополняются и внедряются в практику различные методические программы, пособия, рекомендации по коррекционной работе и сопровождению детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья [4].

         Оказать эффективную помощь в этом вопросе может логоритмика. Занятия логоритмики в дошкольном образовательном учреждении могут вести разные специалисты: музыкальный руководитель, учитель физкультуры, логопед, психолог и воспитатель. Поэтому в методической и педагогической литературе можно найти большое количество подходов к выполнению логоритмики с дошкольниками.

         Г.А. Волкова утверждала, что логоритмика- это форма работы по преодолению речевых нарушений, включающая двигательные упражнения со стишками, потешками, песнями, припевами, поговорками [3, с.172].

         По мнению Р. Л. Бабушкина логопедическая ритмика – это коррекционная методика обучения и воспитания детей с различными аномалиями развития, в том числе речи, посредством движения, музыки и речи. Это часть лечебного ритма, основанного на взаимосвязи музыки, слова и движения для детей с ОВЗ [2].

         Целью логоритмики для детей с ОВЗ является всестороннее развитие ребенка по его способностям и максимальная адаптация к социальной среде. Задачи логопедического ритма определяются как оздоровительные, воспитательные (познавательные), воспитательные, коррекционные.

         Хорошо зарекомендовали себя уроки логоритмики в процессе коррекционно-развивающей работы с детьми дошкольного возраста. Методика логопедического ритма основана на сочетании слова, музыки и движения. Эти компоненты могут сочетаться в различных комбинациях, превалировать может тот или иной. Логоритмику можно охарактеризовать и как систему двигательных упражнений, в которых различные движения сочетаются с произношением определенного речевого материала, с музыкальным сопровождением или без него [1, с. 36].

         Мы выявили определенные требования к проведению занятия логоритмики:

         Занятия по логоритмике проводятся 1 раз в неделю. Продолжительность занятия 40 минут. Занятия логоритмики строятся на лексической, музыкальной, хореографической и театральной тематике. Рече-двигательные упражнения на занятиях по логоритмике выполняются с музыкальным сопровождением. На занятиях логоритмике может быть активно использован компьютер, DVD-центр.

         Овладение двигательными навыками, разучивание стихов и песен, постановка хореографических движений должны проходить без преувеличенной дидактики, ненавязчиво, играючи.

         На занятиях логоритмики сочетание речи с музыкой и движением, помимо развития мышечного аппарата и речевых данных ребенка, позволяет развивать детские эмоции и повышать интерес ребенка к занятию, стимулировать его мышление и воображение. Еще одно преимущество логоритмики состоит в том, что можно провести в групповой форме. В результате ребенок учится работать в детском коллективе, находить с ним общий язык и активно взаимодействовать. Занятие логоритмики проводится в игровой форме по одной лексической теме и состоит из трех частей:

         1. Подготовительная часть  – продолжается 3-5 минут.

         Цель: организовать детей, подготовить их к занятию, сосредоточить внимание.

         В этой части занятия используются коммуникативные игры — приветствия. Они направлены на формирование доброжелательного отношения к окружающим, умения устанавливать контакт. Через такие игры ребенок учится выражать свои потребности вербальными и невербальными средствами и приобретает знания о нормах и правилах поведения.

         2. Основная часть – занимает от 10 до 25 минут и включает в себя следующие виды упражнений (таблица 1).

Таблица 1. Виды упражнений по логоритмике

Виды упражненийХарактеристика
11. На развитие общей моторики и пространственной ориентацииРазвитию основных движений способствуют различные виды ходьбы и бега с движениями рук, изменением направления и скорости и общестроительными упражнениями. Ходьба и марширование в разных направлениях формируют четкую координацию движений рук и ног, улучшают осанку, учат ориентироваться в пространстве, закрепляют представление о движении левой и правой руки, учатся воспринимать словесные инструкции, т. е. развивают слуховое внимание.
2На регуляцию мышечного тонуса.Эти упражнения направлены на развитие умения расслабляться и нагружать определенные группы мышц. Это необходимо для хорошей координации и ловкости движений.
3На развитие внимания и памяти.Эти упражнения развивают устойчивость и переключение внимания. Дети учатся распределять свое внимание на несколько видов деятельности. Именно эти операции особенно беспокоят детей с ОВЗ. Наряду с этим развиваются все виды памяти.
4На развитие дыхания, голоса, мимики и артикуляции.Дыхательные упражнения помогают развить диафрагмальное дыхание, а также продолжительность, силу и правильное распределение выдоха. Работа над голосом позволяет сделать его более выразительным, выявить основные качества голоса — силу и высоту, а также оказывает профилактическое действие. Артикуляционная работа уточняет правильное фонетическое произношение, развивает подвижность языка, челюсти и губ, способствует хорошей переключаемости артикуляционных движений.
5На развитие фонематического слухаФонематический слух – это способность различать все звуки (фонемы) родного языка. У детей с ОВЗ разной степени есть такие нарушения.
6На развитие чувства ритма.Эти упражнения направлены на развитие чувства ритма, темпа и размера, что позволит детям лучше ориентироваться в ритмической основе слов и предложений.
7На координацию речи с движениемРитмическое произношение стихотворного текста при выполнении действий. Стихотворный текст в этих упражнениях является ритмической основой выполнения движений.
8На автоматизацию звуковМожно использовать «логопедические распевки», речь с движением, игры-драматизации поэтических или прозаических текстов на различные темы и сюжетные линии. Эти игры очень интересны детям и усложняются в зависимости от их возраста.
9На развитие тонких движений пальцев рук.Развивая мелкую моторику пальцев, мы способствуем быстрому развитию речи.

         В занятии логоритмики нет необходимости включать все рассмотренные виды. Логопед строит занятие в зависимости от конкретных целей и задач на данном этапе работы.

         3. Заключительная часть — длится от 2 до 7 минут. В него входят упражнения на восстановление дыхания, снятие мышечного и эмоционального напряжения, подведение итогов занятия [5].

         Рассмотрим пример логоритмических упражнений в работе с детьми с ОВЗ:

         1. «Маша и Митя». Задача детей выбрать карточки со словами, в которых имеются звуки «М» и «Мь». «Маша и Митя очень любят сладкие, сахарные арбузы. Сегодня Митя хочет кушать только те арбузы, в названии которых есть звук «Мь», а Маша — в которых есть звук «М».

         Логоритмические занятия направлены на всестороннее развитие ребенка с ОВЗ, совершенствование его речи, овладение моторикой, умением ориентироваться в окружающем мире, пониманием смысла предлагаемых заданий, умением преодолевать трудности и творчески выражать себя.

         Таким образом, использование логоритмики в коррекционной работе с детьми с ОВЗ способствует реализации основной задачи: совершенствованию всех функций речи, памяти, внимания, мышления и других сторон психической деятельности детей. Помимо развития мышечного аппарата и голосовых данных, логоритмические упражнения позволяют развивать эмоционально-волевую сферу ребенка с ОВЗ, помогают ему научиться работать в детском коллективе, что способствует его социальной адаптации.

Литература

1. Аюпова Е.Е., Степанова А.Г. Логоритмика в детском саду: Программа логоритмических занятий для детей дошкольного возраста. – Пермь, 2009. – 36с.

2. Бабушкина Р.Л., Кислякова О.М. Логопедическая ритмика //Методика работы с дошкольниками, страдающими общим недоразвитием речи. /Под ред. Г. В. Волковой. – СПб., 2005.

3. Волкова Г.А. Логопедическая ритмика: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений/ Г.А. Волкова. — М.: Гуманит. издательский центр ВЛАДОС, 2009. – 272 с.

4. Волкова, Н. А. Специфические приемы логоритмики в работе с детьми (в том числе детей с ОВЗ) первой ступени образования в условиях внедрения ФГОС ДО / Н. А. Волкова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 7.6 (111.6). — С. 55-57.

5. Картушина М. Ю. «Логоритмические занятия в детском саду» / М.Ю. Картушина. – М.: ТЦ Сфера, 2005 г.

6. Федеральный закон. Об образовании в Российской Федерации [Электронный ресурс] : федер. закон Рос. Федерации от 29.12. 2012 . № 273 – ФЗ. – URL: http://www.consultant.ru/-document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 14.04.2022).

Комментарий читателей статьи "Использование логоритмики в развитии детей с ОВЗ в ДОУ"

  • Есть чем поделиться? Пишите в комментариях

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *