Игры с песком в работе педагога-психолога ДОУ.
- 15/11/2021
- 26
- нет
К. Д. Ушинский писал: «Самая лучшая игрушка для детей – куча песка».
Есть ли такая детская игра, которая сможет гармонизировать картину мира, поставить заслон на пути жестокости, даст ощущение разнообразия природы, избавит от внутренних конфликтов и страхов, раскроет понятия добра и зла?
Да, есть такая игра!
И этой игрой забавлялись все поколения рода человеческого, потому что нет на свете ничего проще и доступнее, удобнее и многообразнее, живее и объемнее, чем — песочная игра. Идея песочницы великолепна, поскольку песок является тем удивительным природным материалом, который способен передать одновременно многое. И ощущение разнообразия природы, и ощущение возможностей своего тела, и сущности жизни вообще с её текучестью, неожиданностью, множеством форм.
Кто из нас в детстве не играл в «куличики»? Ведерко, формочки, совок – первое что вы приобретаете ребенку. Первые контакты детей друг другом происходят в песочнице. Это традиционные игры с песком. Мы же с вами сейчас посмотрим на иные возможности использования песочницы. Игры на песке – одна из форм естественной деятельности ребенка. Именно поэтому мы, взрослые, можем использовать песочницу в развивающих и обучающих целях. Строя картины из песка, придумывая различные истории, мы в наиболее органичной для ребенка форме передаем ему наши знания и жизненный опыт, рассказываем о событиях и законах окружающего мира
Каково главное достоинство этой игры?
Главное достоинство песочницы в том, что она позволяет ребёнку или целой группе детей реально создавать картину мира в живом трёхмерном пространстве. Ребёнку предоставляется возможность строить свой личный мир, ощущая себя его творцом.
Песок — загадочный материал. Он обладает способностью завораживать человека — своей податливостью, способностью принимать любые формы: быть сухим, легкими ускользающим или влажным, плотным и пластичным. Песок нередко действует на детей как магнит. Прежде чем они успеют осознать, что они делают, их руки сами начинают просеивать песок, строить тоннели, горы и т.д. А если к этому добавить миниатюрные фигурки, игрушки, тогда появляется целый мир, разыгрываются драмы, и ребенок полностью погружается в игру. Песок обладает свойством пропускать воду. В связи с этим специалисты утверждают, что он поглощает негативную психическую энергию, взаимодействие с ним очищает энергетику человека, стабилизирует эмоциональное состояние.
Какие дети особенно нуждаются в этой игре?
Игра на песке особенно плодотворна в работе с теми детьми, которые никак не могут выразить свои переживания
Дети с заниженной самооценкой, повышенной тревожностью и застенчивостью
Дети с неустойчивым вниманием
Дети, имеющие конфликты во взаимоотношениях со сверстниками, страхи
Агрессивные дети
Дети, пережившие психическую травму.
К.Г. Юнг утверждал, что процесс «игры в песок» высвобождает заблокированную энергию и «активизирует возможности самоисцеления, заложенные в человеческой психике». Песок способен «заземлять» отрицательную энергию, что особенно актуально в работе с «особыми» детьми.
Негативные эмоции, конфликты и страхи находят своё выражение в песочных картинках в символическом виде. Но постепенно в процессе совместного создания песочных картин все негативные тенденции ослабевают и исчезают — уходят в песок. Отношения у детей становятся ровными и гуманными.
Ребенок в процессе песочной игры имеет возможность выразить свои самые глубокие эмоциональные переживания, он освобождается от страхов и пережитое не развивается в психическую травму.
Основные принципы организации игр с песком:
1. Реальное «проживание», проигрывание всевозможных ситуаций вместе с героями детских игр и детских сказок – на основе этого принципа песочной терапии осуществляется взаимный переход воображаемого в реальное и наоборот.
2. Осмысление опыта и ситуации – разыгрывая ситуацию в песочнице, ребенок имеет возможность посмотреть на нее со стороны. Этот принцип песочной терапии позволяет соотнести игру с реальной жизнью, осмыслить происходящее, найти способы решения проблемы.
3. Принцип обмена – в играх с песком ребенок и психолог легко обмениваются идеями, мыслями, чувствами. Таким образом песочная терапия позволяет построить партнерские взаимоотношения.
4. Принцип оживления абстрактных символов – песочная терапия позволяет сформировать чувство реальности происходящего.
Песочную терапию нельзя проводить в следующих случаях:
У ребенка отмечается повышенная возбудимость;
Аллергия и астма на пыль и мелкие частицы.
Кожные заболевания и порезы на руках.
Игры с песком я использую:
— в качестве метода коррекционного воздействия;
— в развивающих и обучающих занятиях;
— в качестве вспомогательного средства, позволяющего стимулировать ребенка, развивать его сенсомоторные навыки;
— в качестве диагностики и психопрофилактики и др.
В качестве песочной терапии используется следующее оборудование
1. Световой стол для рисования на сухом песке.
2. Песочница для построения песочных картин из кинетического песка.
3. Чистый, просеянный песок.
4. Кинетический песок.
5. Коллекция» миниатюрных фигурок
Для усиления воздействия песочной терапии в процессе игр и упражнений используются музыкальные произведения, например: «Звуки природы», релаксационную и классическую музыку, рекомендованную для детей дошкольного возраста.
В своей работе использую две формы работы с песком.
Это работа в песочнице с использованием кинетического песка и работа с сухим песком на световом столе.
Наша Черепаха Тортилла – хранительница Песочницы.
Организацию игр-занятий с песком можно разделить на 3 типа:
1) совершение определенных манипуляций с песочной поверхностью (дети заполняют песком формочки, трафареты, рисуют на песчаной поверхности, делают отпечатки, собирают песок в комочки и создают горки);
2) проникновение в толщу песка, рытье ямок и тоннелей, прятанье в песок предметов с их последующим извлечением;
3) организация сюжетов, создание композиции, моделирование игровых ситуаций.
Формы работы
Индивидуальные игры — позитивно влияют на эмоциональное самочувствие детей, являются прекрасным средством для развития и саморазвития ребёнка.
Групповые игры — игры с песком в группе направлены в основном на развитие коммуникативных навыков, т.е. умения гармонично и эффективно общаться друг с другом, взаимодействовать.
Пять шагов организации игрового процесса
Первый шаг — демонстрация песочницы
Посмотрите, наша песочница заполнена песком наполовину, поэтому видны голубые борта. Как вы думаете, зачем это нужно? Действительно, борта символизируют небо. У песочницы есть еще один секрет, если мы с вами раздвинем песок, то обнаружим голубое дно. Как вы думаете, а это зачем это нужно? Действительно, дно символизирует воду. Вы можете создать реку, озеро, море и даже океан. А с помощью кувшина с водой сухой песок легко превращается во влажный. Словом, здесь все подвластно вашей фантазии».
Второй шаг — демонстрация коллекции фигурок
Посмотрите здесь много самых разнообразных фигурок. Вы можете их рассмотреть, подержать в руках. Здесь есть и деревья, и дома, и люди, и многое другое. Создавая свой мир, свою картину в песочнице, вы можете использовать разные фигурки»
Третий шаг — знакомство с правилами игр на песке
Очень часто педагоги задают такие вопросы. «Как научить детей бережному отношению к песку? Как запретить кидать песок в глаза товарищам? Как объяснить, что рушить созданное другими нельзя?» Действительно, игры с песком выдвигают значительное число ограничений, запретов. Чтобы избежать нравоучений, нужно познакомить детей с правилами в контексте некоего ритуала, постоянно повторяющегося действия, в котором эти правила проживаются и проигрываются
Четвертый шаг — формулирование темы занятия, инструкций к играм, основное содержание занятия
Этот шаг осуществляет какой-то сказочный герой (Песочный Человечек, Фея, черепаха Тортила и др). Он задает тему занятия, от его лица ведется увлекательный рассказ о каком-либо событии, он формулирует задания и загадывает загадки. Иными словами, весь образовательный материал преподносится детям этим сказочным персонажем. Он же ведет игровой процесс, контролирует его ход, резюмирует и анализирует результаты творческих работ, «коронует» и подбадривает каждого из ребят
Пятый шаг — завершение занятия, ритуал выхода
Завершая работу в песочнице, дети разбирают свои постройки, расставляют игрушки на полки стеллажа; разравнивают песок, кладут ладони на поверхность песка и произносят слова благодарности
В процессе проведения песочной психотерапии выделяют три стадии игры с песком: хаос, борьба и разрешение конфликта.
На стадии «хаоса» ребенок хватает множество игрушек, беспорядочно расставляет их на песочном листе, часто перемешивает их с песком.
Подобные действия отражают наличие тревоги, страха, смятения, недостаточно позитивной внутренней динамики. Через «хаос» происходит постепенное «проживание» психоэмоционального состояния и освобождение от него. Многократное повторение психотравмирующей ситуации, позволяет изменять эмоциональное отношение к ней.
Стадия «хаоса» может занимать от 1 до нескольких занятий. Можно заметить, как от картины к картине уменьшается количество используемых фигурок и появляется сюжет.
Стадию «борьбы» можно наблюдать у сложных детей и взрослых. На песок бессознательно переносятся внутренние конфликты: агрессия, обиды, тревога, недомогания, реальные конфликтные взаимоотношения и пр. Существа в песочнице убивают друг друга, идет схватка, война, тяжелое противоборство. Через некоторое время может появиться герой или силы, которые наводят порядок и восстанавливают справедливость.
На стадии «разрешение конфликта» можно наблюдать более благополучные картины: мир, покой, возвращение к естественным занятиям.
Юнг утверждал, что процесс «игры в песок» высвобождает заблокированную энергию и «активизирует возможности самоисцеления, заложенные в человеческой психике».
Игру с песком нельзя интерпретировать. Психолог должен выполнять роль внимательного зрителя.
В настоящее время разработано множество игр, упражнений и игровых программ с использованием песочницы, облегчающих процессы обучения, коррекции и развития детей. Адресованы они, прежде всего дошкольникам и детям, имеющим проблемы развития. Подробно эти игры описаны в книгах Т. Д. Зинкевич-Евстигнеевой и Т. М. Грабенко («Песочная игротерапия», «Игры в сказкотерапии»).
Условно выделяют следующие игры с песком:
адаптационные
развивающие
дидактические
коррекционные, психотерапевтические
Адаптационные игры и занятия в песке
В песочнице быстрее устанавливаются отношения между воспитателем и ребёнком, между детьми группы поэтому их целесообразно использовать в период адаптации детей к ДОУ Игры с песком снимают детскую раздражительность, позитивно влияют на эмоциональное состояние детей.
В играх с песком происходит снижение высокого уровня психического напряжения как ребёнка, так и воспитателя, который в свою очередь тоже испытывает в этот период нервные перегрузки. Это ведёт к сокращению сроков адаптации.
В начале взрослый показывает способы действия, а затем ребёнок повторяет их.
Взрослый через игру с ребенком в песочнице может ненавязчиво сообщить ему нормы и правила поведения в группе. В свою очередь, для малыша, еще слабо владеющего речью, песочница становится своеобразным театром одного актера, сценой для его внутреннего «Я». Через игру в песок у ребенка рождается или усиливается чувство доверия, принятия и успешности, а также решаются следующие задачи:
В песочнице быстрее устанавливаются доверительные отношения между воспитателем и ребенком. Для ребенка роль воспитателя становится понятной, предсказуемой и значимой.
В песочных играх с миниатюрными фигурками ребенок с помощью взрослого проигрывает психотравмирующую ситуацию расставания с родителями, встречу с неизвестным, осваивает позитивные способы поведения.
Воспитатель становится для ребенка проводником в освоении умений, навыков и знаний об окружающем мире и самом себе в этом мире.
Примеры игр:
«Здравствуй песок!»
«Точка точка запятая – вышла рожица смешная»
«Лепим пирожки»
«Кладоискатели» «Песочные прятки»
«Тигр в клетке»
«Следы на песке»
«Дорожки»
Развивающие (обучающие) игры
Песок является замечательной средой для развивающих игр. Для этих целей в песочнице проводятся занятия, на которых дети учатся писать, читать, считать, сортировать, различать цвета и формы, перебирать. Все это легко обыгрывается в сказочной форме и проходит ненавязчиво и весело.
Примеры развивающих игр:
«Узор под диктовку»
«Песочные лабиринты»
«Написание (выкладывание) букв цифр на песке»
«Волшебные узоры»
«Логическая цепочка»
«Звездный хоровод»
«На что похожа ладошка»
«Нарисуй по образцу»
«Найди отличия»
«Прописи на песке»
«Загадка»
1. Упражнение «Здравствуй, песок!»
Цель: снижение психофизического напряжения.
Ведущий от имени феи просит по-разному «поздороваться с песком», то есть различными способами дотронуться до песка. Ребенок:
• дотрагивается до песка поочередно пальцами одной, потом второй руки, затем всеми пальцами одновременно;
• легко/с напряжением сжимает кулачки с песком, затем медленно высыпает его в песочницу;
• дотрагивается до песка всей ладошкой — внутренней, затем тыльной стороной;
• перетирает песок между пальцами, ладонями.
В последнем случае можно спрятать в песке маленькую плоскую игрушку: «С тобой захотел поздороваться один из обитателей песка — …»
Старшие дети описывают и сравнивают свои ощущения: «тепло — холодно», «приятно — неприятно», «колючее, шершавое» и т.д.
2. Упражнение «Необыкновенные следы»
Цель: развитие тактильной чувствительности , воображения.
«Идут медвежата» — ребенок кулачками и ладонями с силой надавливает на песок.
«Прыгают зайцы» — кончиками пальцев ребенок ударяет по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях.
«Ползут змейки» — ребенок расслабленными/напряженными пальцами рук делает поверхность песка волнистой (в разных направлениях).
«Бегут жучки-паучки» — ребенок двигает всеми пальцами, имитируя движение насекомых (можно полностью погружать руки в песок, встречаясь под песком руками друг с другом — «жучки здороваются»).
«Кроказябла» — дети оставляют на песке самые разнообразные следы, придумывают название для фантастического животного, которое оставило такие следы (впоследствии это животное можно нарисовать и сделать его жителем песочной страны).
Дидактические игры
Примеры игр:
«Узоры на песке»
«Море озеро река и их обитатели»
«Лес поляна и их обитатели»
«Деревня и ее жители»
«Космическое путешествие»
«Мы идем в гости»
«Строим дома»
«Узнай кто к нам приходил?»
Упражнение «Узоры на песке»
Цель: закрепление знаний о сенсорных эталонах, установление закономерностей.
Взрослый пальцем, ребром ладони, кисточкой в верхней части песочницы рисует различные геометрические фигуры (в соответствии с возрастными нормами освоения), простые/сложные узоры (прямые и волнистые дорожки, заборчики, лесенки). Ребенок должен нарисовать такой же узор внизу на песке, либо продолжить узор взрослого. Вариант: взрослый рисует на доске, дает устную инструкцию нарисовать на песке определенный узор.
Те же узоры на песке изготавливаются путем выкладывания в заданной последовательности предметов, например камешков, желудей, больших пуговиц и пр.
Песочная фея. Сегодня мы с тобой будем украшать наш песочный дом. Посмотри, какие узоры на песке можно нарисовать. Нарисуй, как я. Придумай свой узор, рисунок. В верхней части песочницы будут узоры из кругов, а внизу — из треугольников.
2. Игра-упражнение «Мы создаем мир»
Цель: развитие и расширение представлений ребенка об окружающем его мире живой и неживой природы, о рукотворном мире человека.
Взрослый показывает способы построения в песочнице разнообразных живых и неживых сообществ — город, деревня, лес, река, озеро, остров, а затем в игровой форме побуждает ребенка строить самостоятельно и по инструкции разнообразные природные и рукотворные сообщества. (тема построений может соответствовать теме занятий в группе).
3. Упражнение «Мы едем в гости»
Цель: развитие пространственных представлений, ориентировка на «песочном листе»; для малышей инструкция значительно упрощается, идет только закрепление сенсорных эталонов и представлений «верх – низ».
Взрослый в игровой форме знакомит ребенка с пространственными представлениями (или закрепляет знания): «верх – низ», «право – лево», «над – под», «из-за — из-под», «центр, угол». Ребенок по словесной инструкции взрослого пальчиками «ходит, прыгает, ползает» по песку, изображая различных персонажей.
Песочная фея. Мы идем в гости к зайчику. Где живет заяц? (Заяц живет в лесу, потому что это дикое животное.) В каком углу песочницы растет лес? (Малыши отвечают «в верху песочницы».) Кто живет рядом с зайчиком? (Перечисляются и помещаются в песочницу фигурки или картинки диких животных.) С кем дружит зайчик? Кого боится зайчик? Чем нас заяц угостил? Что мы пожелаем зайчику?
С мокрым песком
Упражнение «Отпечатки»
Отпечатки, как барельефные, так и горельефные, на мокром песке можно делать с помощью формочек. Используют формочки, изображающие животных, транспорт, различные по величине геометрические фигуры и т.п. Взрослый и ребенок по очереди делают отпечатки на мокром песке. Затем ребенок по словесной инструкции или по нарисованному взрослым плану изготавливает серию отпечатков, комментируя процесс.
В таких играх можно использовать задания на классификацию предметов, например — только геометрические формы, только животные.
2. Игра «Песочные строители»
Цель: закрепление пространственных представлений, развитие слуховой и зрительной памяти.
Песочная фея. Жители песочной страны просят тебя помочь им построить домики. Для начала нам надо наметить на песке, где будет строиться тот или иной дом. Например, колобок любит только дома круглой формы, жираф — только прямоугольной, а бегемотик хочет жить в квадратном доме. Помоги обитателям песочницы.
В верхнем правом углу будет жить бегемотик. Выбери нужную формочку и сделай отпечаток.
Подобным образом взрослый дает ребенку задание расселить всех жителей песочницы. Задание можно также усложнить путем введения большего количества персонажей, расселения игрушек по нарисованному взрослым плану.
Так как на мокром песке получаются более четкие узоры, дорожки, то их можно использовать в играх на классификацию. Например, по волнистой дорожке идут только люди, по прямой дорожке едут только машины, а на заборчике сидят только птицы — ребенок выбирает нужные фигурки или картинки и ставит их на указанную дорожку. Впоследствии можно развить сюжет и сочинить мини-сказку «Кто, куда, зачем и что случилось?».
Коррекционные психотерапевтические игры
Опытные специалисты могут с помощью специальных игр направить деятельность ребенка таким образом, что его поведение со временем изменится в лучшую сторону. То есть происходит мягкая психокоррекция.
И нельзя не упомянуть и о психотерапии в песке. С помощью психологической песочницы можно разрешать различные проблемы ребенка, такие как фобии, страхи, тревоги и т. п. Правда, чаще всего в этом уже должен помогать специалист.
Упражнение «Победитель злости»
В стрессовой ситуации взрослые говорят друг другу, а иногда и детям: «Не злись, не капризничай, возьми себя в руки». В большинстве случаев данный совет совершенно бессмыслен, так как запрет на проявление отрицательных эмоций вызывает у человека лишь дополнительное раздражение и агрессию по отношению к советчику и усиливает чувство вины за «плохое поведение».
Игра «Победитель злости» может научить ребенка безболезненно для его самолюбия справляться с гневом, не испытывая страха перед наказанием за деструктивное поведение.
Сегодня мы поговорим о настроении. Какое оно бывает у тебя? Что случается с тобой, когда ты сердишься, злишься? Что говорят и делают взрослые, когда ты сердишься? (Ответы ребенка.)
Твое злое настроение заставляет тебя делать и говорить разные вещи, от которых сердятся и огорчаются взрослые. А после того как злость ушла, тебе бывает грустно или неприятно. Открою тебе секрет — каждый большой и маленький человек имеет право злиться. Есть много игр, которые учат нас «сердиться правильно», то есть так, чтобы не обижать других. Одну из таких игр тебе подарит мокрый песок. Смотри, как можно с помощью песка вылепить и увидеть собственную злость, а потом победить ее. (Если напряжение ребенка слишком велико, то в этом случае можно предложить ему с силой сжать песок, утрамбовать поверхность песка кулаками и пр.)
Ребенок по примеру взрослого делает из мокрого песка шар, на котором обозначает углублениями или рисует глаза, нос, рот: «В этом шаре теперь живет твоя злость». Данный процесс временно переключает ребенка, а также ребенок переносит на вылепленный шар свои негативные чувства и вину за «плохое поведение, мысли, чувства». Старший дошкольник может комментировать весь процесс изготовления «шара-злюки», которому в итоге присваиваются все злые мысли и действия.
Затем ребенок любым способом разрушает песочный шар, приговаривая волшебное заклинание: «Прогоняем злость, приглашаем радость». Малыш дает выход агрессии, которая обычно появляется в случае запрета на нее и контроля со стороны взрослого, он получает также специфическое удовольствие от разрушения. После этого ребенок руками медленно выравнивает поверхность песка и оставляет на ней отпечатки своих ладоней — успокоение, обретение равновесия и контроля над собственными чувствами: «Я победил свою злость. Я спокоен». При желании ребенок может украсить свои отпечатки ладоней на песке.
«Уходи, злость, уходи!»
Заключение
Результат работы:
Песочница не только развивает творческий потенциал ребёнка, активизирует пространственное воображение, образно-логическое мышление, тренирует мелкую моторику руки, но ненавязчиво, исподволь настраивает детей на постижение моральных истин добра и зла, строит гармоничный образ мира.
Игры в песок оказывают положительное влияние на эмоциональное самочувствие детей. Снижается уровень тревожности, агрессивности у детей. Дети имеют возможность выражения позитивных эмоций. Появляется потребность на установление контакта и доверия в общении с другими людьми. Улучшается развитии тактильно-кинестетической чувствительности детей. Увеличивается речевая активность детей. Ребенок получает первый опыт рефлексии (самоанализа), умения понимать себя и других. Закладывается база для дальнейшего формирования навыков позитивной коммуникации.
И напоследок хочется напомнить, что игры в песке – это просто веселое и интересное занятие, приятное общение, совместные открытия и находки.
Комментарий читателей статьи "Игры с песком в работе педагога-психолога ДОУ."