678386, РС (Якутия), с.Графский Берег, МР«Намский улус»

Персональный сайт

Матвеевой Туйары Борисовны

Педагог—психолог детского сада «Ромашка», с.Графский берег, МР«Намский улус», Республика Саха (Якутия)

Адаптация детей в ДОУ с особыми образовательными потребностями в обучении

Матвеева Туйара Борисовна
педагог-психолог,
Муниципальное бюджетное дошкольное
образовательное учреждение «Детский сад «Ромашка» с. Графский берег
муниципального образования «Намский улус» Республика Саха (Якутия)
tyiara1972@mail.ru

Адаптация детей в ДОУ с особыми образовательными потребностями в обучении

         Аннотация. В данной статье исследуются проблемы адаптации ребенка с ОВЗ и инвалида в дошкольной среде. После введения федерального государственного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) эти проблемы приобрели особую актуальность. Ключевой принцип ФГОС ДО — способствовать разнообразию каждого ребенка, в том числе ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Педагоги дошкольной образовательной организации должны знать и учитывать индивидуальные особенности детей с ОВЗ, знакомить родителей со спецификой их взаимодействия с особым ребенком, а также оказывать психологическую поддержку семье в проведении воспитательной деятельности по освоению программы.

        Annotation. This article examines the problems of adaptation of a child with disabilities and a disabled person in a preschool environment. After the introduction of the Federal state standard of preschool education (FSES do), these problems have become particularly relevant. The key principle of fgos DO is to promote the diversity of every child, including children with disabilities. Teachers of preschool educational organizations should know and take into account the individual characteristics of children with disabilities, acquaint parents with the specifics of their interaction with a special child, and provide psychological support to the family in conducting educational activities for the development of the program.

         Ключевые слова: адаптация детей в ДОУ с особыми образовательными потребностями в обучении ,дошкольное образование, инклюзия, инклюзивное образование.

          Keywords: adaptation of children in PRESCHOOL institutions with special educational needs, preschool education, inclusion, inclusive education.

         На данный момент самая актуальная проблема современного общества является обучение и процесс социализации детей с особыми образовательными потребностями. В современном мире реформы инклюзивного образования подразумевают обучение детей с особыми образовательными потребностями в общеобразовательных и дошкольных учреждениях общего профиля. Инклюзивное образование — это интеграционный процесс, предполагающий доступность образования для всех и создание образовательного пространства, отвечающего различным потребностям всех учащихся [3].

         На сегодняшний день одной из актуальных проблем считается проблема изучения особенностей адаптации ребенка к условиям детского сада с целью определения факторов и условий, способствующих и препятствующих адаптации дошкольника к ДОУ. Ведь поступление ребенка в дошкольное учреждение — непростой процесс как для самого ребенка, так и для его родителей. В этот момент ребенок находится в совершенно новой среде, в которой происходят многие изменения: распорядок дня, местонахождение ребенка, требования к нему. Все эти факторы очень сильно влияют на эмоциональное состояние дошкольника и создают для него стрессовую ситуацию. Поэтому главная задача взрослого в это непростое для ребенка время — помочь ребенку адаптироваться к условиям пребывания в детском саду. Процесс адаптации в дошкольном учреждении очень важен для развития психики ребенка, а также влияет на его здоровье.

Адаптация – это приспособление организмов к изменяющимся условиям существования [2].

Адаптация неизбежна в ситуациях, когда существует противоречие между способностями ребенка с ограниченными возможностями и требованиями окружающей среды, а также возрастает образовательная нагрузка чревато с болезнью и эмоциональным стрессом. Изменения условий окружающей среды и необходимость выработки нового поведения требуют значительных усилий со стороны ребенка и вызывают ряд психологических и образовательных проблем как для ребенка, так и для родителей и педагога. Все это определяет актуальность и практическую важность данной темы. Между тем, способность детей вступать и принимать новые условия жизни значительно различается. Некоторые дети легко и свободно входят в группу сверстников, у других этот переход вызывает значительные невротические и психосоматические осложнения. Дети-инвалиды, дети с ОВЗ неизбежно подвергаются риску. В последнее время все больше детей страдают от того или иного отклонения от нормы здоровья.

В настоящее время в образовательных учреждениях, по мнению психологов, в каждой группе детских садов есть дети с ограниченными возможностями здоровья.

         Категория таких детей довольно велика: она включает в себя детей с нарушениями речи, слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, сложных нарушений интеллекта и психических функций, гиперактивных детей, детей дошкольного возраста с выраженными эмоционально-волевыми расстройствами, фобиями, а также проблем связанных с социальной адаптацией в целом [4].

         Детям с ограниченными возможностями здоровья адаптироваться намного сложнее и проблематичнее. Такие дети обычно нуждаются в особом внимании, так как с трудом усваивают образовательную программу, медленнее работают на занятии, а также нуждаются в особых условиях пребывания и ухода и не могут общаться со своими сверстниками.

         При поступлении ребенка с особыми образовательными потребностями в обучении  группу детского сада в первую очередь обращают внимание на тяжесть отклонений и определяют возможность обучения детей или компенсаторной группы. Если патологии развития ребенка сильно выражены, то поддержка детей с ограниченными возможностями здоровья становится приоритетным направлением деятельности грамотных специалистов детского сада: педагога-психолога, дефектолога [5].

         За это время родители должны выработать положительное отношение к ребенку, иметь желание ходить в детский сад, внимательно прислушиваться к советам воспитателя и учитывать его консультации, наблюдения и просьбы. В свою очередь, педагог должен успокоить родителей: познакомить их с повседневной жизнью, рассказать, чем ребенок будет заниматься, вместе обсудить, как можно облегчить фазу адаптации.

         Создавая у ребенка позитивное отношение ко всем процессам, развивая различные навыки, соответствующие возрастным особенностям, и потребность в общении со взрослыми и детьми, педагог обеспечивает решение учебных и воспитательных задач уже в период, когда ребенок привыкает к новым условиям и тем самым ускоряет и облегчает течение процесса адаптации.

         Использование таких методов работы с детьми, как: сказочная терапия, смехотерапия, марионеточная терапия, песочная терапия, арт-терапия, игровая терапия, поможет исправить настроение, улучшить реабилитацию, повысить осведомленность и улучшить взаимодействие посредством языка с внешним миром, устранение детских переживаний и улучшение адаптации.

         Таким образом, необходимым условием успешной адаптации является согласованность действий родителей и всех педагогов, это сближение подходов к индивидуальным особенностям ребенка в семье и детском саду.

Список использованной литературы

1. Алямовская В.Г. Адаптация ребенка к дошкольному учреждению / В.Г. Алямовская // Ребенок в детском саду. – 2016. – № 4. – С. 80–88.

2. Давыдова О.И., Майер А.А. Адаптационные группы в ДОУ: метод. пособие / О.И. Давыдова, А.А. Майер. – М.: ТЦ Сфера, 2015.

3. Коростелева Н.А., Мартынова Е.А. Актуальность внедрения технологии интегрированного (инклюзивного) обучения в высшие учебные заведения Республики Казахстан / Н.А. Коростелева, Е.А. Мартынова // Педагогическое мастерство (II): материалы междунар. науч. конф. (г. Москва, декабрь 2012 г.). – М.: Буки-Веди, 2012. – С. 207–210.

4. Малофеев Н. Н. Интегрированное обучение в России: задачи, проблемы и перспективы / Н.Н. Малофеев // Особый ребенок: исследования и опыт помощи. – М., 2000. – Вып. 3: Проблемы интеграции и социализации. – С. 65–73.

5. Найбауер А.В. Создание условий адаптации детей раннего возраста к детскому саду / А.В. Найбауер. – М.: ТЦ Сфера, 2013.

6. Печора К.Л., Пантюхина Г.В., Голубева Л.Г. Дети раннего возраста в ДОУ: пособие для пед. дошк. учреждений // К.Л. Печора, Г. В. Пантюхина, Л.Г. Голубева. – М.: ВЛАДОС, 2002.

Комментарий читателей статьи "Адаптация детей в ДОУ с особыми образовательными потребностями в обучении"

  • Есть чем поделиться? Пишите в комментариях

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Accessibility