Алгоритм сопровождения детей с ОВЗ и детей-инвалидов в дошкольном образовательном учреждении
- 12/12/2021
- 20
- нет
Матвеева Туйара Борисовна
педагог-психолог
МБДОУ «Детского сада «Ромашка»
с. Графский берег
Намский улус
Алгоритм сопровождения детей с ОВЗ и детей-инвалидов в дошкольном образовательном учреждении
1. Первый шаг. Работа по сопровождению детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья (далее – дети с ОВЗ) в дошкольном образовательном учреждении должна быть организована в строгом соответствии с нормативно-правовыми документами в области инклюзии. Основными документами выступает Федеральный Закон № 273 – ФЗ от 29.12.2017 «Об образовании в Российской Федерации», в котором закреплено понятие «Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья», и Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее – Стандарт), в котором регулируются права детей с ОВЗ на этапе получения ими дошкольного образования, прописаны положения, определяющие обучение детей с ОВЗ, условия для освоения программ детьми с ОВЗ. Особого внимания требует пункт 3.2.7. Стандарта, предписывающий при создании условий для работы с детьми-инвалидами учитывать индивидуальную программу реабилитации и/или абилитации ребенка-инвалида (далее – ИПРА). Согласно Федеральному закону от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» ИПРА ребенка-инвалида разрабатывается Бюро медико-социальной экспертизы и обязательна для исполнения всеми органами и организациями. Во всех вышеперечисленных документах организация психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи детям с ОВЗ осуществляется на основании рекомендации психолого-медико-педагогической комиссии (далее — ПМПК). Деятельность ПМПК регламентируется приказом Минобрнауки РФ от 20.09.2013 № 1082 «Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии».
2. Второй шаг. Для обеспечения процесса инклюзии, кроме нормативно-правовых документов федерального и регионального уровней, необходимо на уровне дошкольной образовательной организации разработать нормативно-правовые документы, регламентирующие реализацию индивидуальных образовательных программ детей с ОВЗ. Необходимо внести соответствующие изменения в Устав образовательного учреждения, коллективный договор (разделы оплаты труда, учета рабочего времени), должностные инструкции, инструкции по технике безопасности (порядок действия сотрудников при передаче ребенка от воспитателя к специалисту: кто ведет, куда, как действовать в том или ином случае), в договоры с родителями (законными представителями) и др. локальные акты.
3. Третий шаг. Анализ иуточнение психолого-медико-педагогическим консилиумом дошкольной образовательной организации рекомендаций ПМПК детям с ОВЗ. В случае отсутствия у детей с ОВЗ рекомендаций ПМПК необходимо рекомендовать родителям (законным представителям) детей обеспечить комплексное обследование ребенка ПМПК (центральной или территориальной).
4. Четвертый шаг. Обследование детей с ОВЗ специалистами образовательного учреждения: учителем-дефектологом, учителем-логопедом, педагогом-психологом. Проведение по результатам обследования заседания ПМПк образовательного учреждения, на котором выступают специалисты (учитель-логопед, педагог-психолог, дефектолог) с результатами обследования ребенка, а также воспитатель с результатами своих наблюдений за ребенком.
5. Пятый шаг. Составление адаптированной образовательной программы (далее- АОП) на основе рекомендаций ПМПК, выстраивание индивидуального образовательного маршрута ребенка. Заключение ПМПК носит для родителей рекомендательный характер, но в случае его предъявления в дошкольную образовательную организацию является обязательным для исполнения ею. Необходимо внимательно изучить заключение ПМПК, учитывая, что не все дети-инвалиды нуждаются в АОП. АОП разрабатывается, если в заключении ПМПК рекомендовано обучение ребенка по адаптированной образовательной программе, то есть, если он не осваивает программу без специально созданных условий. Кроме того, в заключении точно указывается тип нозологии (определенное нарушение здоровья), под которую разрабатывается АОП. Например, обучение по адаптированной образовательной программе для детей с нарушениями слуха. В разработке АОП принимают участие воспитатель, педагог-психолог, учитель-логопед, при необходимости инструктор по физкультуре, музыкальный руководитель и др. специалисты, предоставляя свои адаптированные разделы программы.
В настоящее время Министерство образования и науки Российской Федерации предлагает пользоваться проектами программ в качестве примеров при конструировании АООП дошкольными образовательными организациям (разработки Научно-методического центра образования, воспитания и социальной защиты детей и молодежи – АНО НМЦ «СУВАГ»)
6. Шестой шаг. Мониторинг развития ребенка проводится каждые три месяца (динамика развития). Пересмотр и совершенствование адаптированной программы. Если есть положительная динамика, ПМПк образовательного учреждения может принимать решение о внесении изменений в индивидуальный образовательный маршрут ребенка, например, перевести его из группы компенсирующей направленности в группу комбинированной направленности. В случае отрицательной динамики или ее отсутствия, необходимо рекомендовать родителям (законным представителям) обеспечить комплексное обследование ребенка на ПМПК с целью уточнения рекомендаций и определения новых специальных условий.
Организация коррекционной работы с детьми с ОВЗ с учётом требований ФГОС ДО
С 1 сентября 2013 года в России вступил в силу закон «Об образовании в РФ», в котором отражены интересы детей с ограниченными возможностями здоровья. Детям с ОВЗ сегодня не обязательно обучаться в специальных учреждениях, напротив, получить более качественное образование и лучше адаптироваться к жизни они смогут в обычной школе. Независимо от социального положения, расовой или конфессиональной принадлежности, физических и умственных способностей инклюзивное образование предоставляет возможность каждому ребенку удовлетворить свою потребность в развитии и равные права в получении адекватного уровню его развития образования.
В настоящее время обсуждается проект «Специального федерального государственного стандарта общего образования детей с ограниченными возможностями здоровья», разработанный в Институте коррекционной педагогики РАО. Стандарт специального образования необходим, поскольку дети с ОВЗ – это дети с особыми образовательными потребностями.
Одна из важных целей Стандарта: гарантия не только на получение образования детям с нарушениями развития, способным обучаться по индивидуально адаптированным программам, но и оказание специальной помощи детям с ОВЗ, способным обучатся в условиях массовой школы.
И обязательным условием освоения стандарта является систематическая специальная психолого-педагогическая поддержка — создание адекватных условий для реализации особых образовательных потребностей, включая помощь в формировании полноценной жизненной компетенции.
Инклюзивное образование детей с ограниченными возможностями здоровья требует от педагогов прямого включения в коррекционный процесс. Пришло время каждому педагогу разобраться, к чему новому он должен быть открыт, что ему необходимо делать по-новому.
В вопросе коррекции обучающихся с ОВЗ большую роль играют вопросы отработки, закрепления и повторения универсальных учебных действий.
Обучение детей с ОВЗ должно иметь коррекционную направленность. Коррекционная работа достигается использованием специальных приёмов обучения и организацией процесса обучения.
Для повышения качества коррекционной работы необходимо выполнение следующих условий:
— формирование УУД на всех этапах учебного процесса;
— обучение детей (в процессе формирования представлений) выявлению характерных, существенных признаков предметов, развитие умений сравнивать, обобщать, классифицировать, анализировать, делать выводы и т.д.;
— побуждение к речевой деятельности, осуществление контроля за речевой деятельностью детей;
— установление взаимосвязи между воспринимаемым предметом, его словесным обозначением и практическим действием;
— использование более медленного темпа обучения, многократного возвращения к изученному материалу;
— разделение деятельность на отдельные составные части, элементы, операции, позволяющее осмысливать их во внутреннем отношении друг к другу;
— использование упражнений, направленных на развитие восприятия, внимания, памяти.
Содержание коррекционной работы – это фактический материал, который должны усвоить дети, на базе которого они могут адекватно ориентироваться в окружающей действительности и успешно войти в общеобразовательный процесс. Элементы содержания коррекционной работы направлены на формирование социально-адаптивных знаний, получаемых детьми в результате непосредственного контакта с предметом и явлениями реального мира.
При проведении коррекционной работы следует применять следующие требования:
а) по возможности, исключая методы принуждения, использовать приёмы активизации работы учащихся, такие как свободный выбор количества и сложности выполнения заданий, различные творческие работы и т.д.;
б) обеспечить возможность последовательного продвижения от лёгкого к трудному с помощью разноуровневых и самостоятельных работ;
в) дать возможность обучающимся достигать более высоких целей обучения, помогая раскрыть потенциальные возможности ребёнка с помощью заданий на смекалку, сообразительность, заданий, требующих творческого мышления; сравнивать успехи с прошлыми достижениями, а не ученика с учеником;
г) создавать необходимый психологический микроклимат на уроках, т.е. доброжелательное отношение к детям, положительные эмоции, состояние успеха.
При организации коррекционной работы следует исходить из возможностей ребенка – задание должно лежать в зоне умеренной трудности, но быть доступным, так как на первых этапах коррекционной работы необходимо обеспечить ученику субъективное переживание успеха на фоне определенной затраты усилий. В дальнейшем трудность задания следует увеличивать пропорционально возрастающим возможностям ребенка.
Для успешности коррекционной работы и повышения качества знаний обучающихся необходимо соблюдать следующие принципы:
- Принцип развития динамичности – построение обучения таким образом, чтобы оно осуществлялось на достаточно высоком уровне подачи учебной информации, с определенным уровнем трудности, проблемности. Обучающиеся, преодолевая такие трудности, решая проблемную ситуацию в учебной ситуации, раскрывают свои возможности и способности.
- Принцип продуктивной обработки информации – педагог так организовывает обучение, чтобы у обучающихся развивался так называемый механизм самостоятельного поиска, выбора и принятия решения, таким образом, формируются не только знания, но и навыки.
- Принцип развития и коррекции высших психических функций, предполагает организацию обучения таким образом, чтобы в ходе каждого занятия упражнялись и развивались различные психические процессы обучающихся: мышление, внимание, память и речь.
- Принцип мотивации к учению — задания для самостоятельной работы должны быть творческими, проблемными.
Важно, чтобы коррекционное обучение достигало следующих целей: образовательной, коррекционной, воспитательной. Образовательная цель определяет, чему педагог учит на данном уроке. Коррекционная цель помогает решить, какими методами на данном уроке корригировать психические процессы личности обучающихся. Воспитательная цель позволяет выстраивать линию позитивного психологического и социального влияния на личность обучаемых. Все эти три цели обучения осуществляться должны одновременно.
Надеюсь, материал данной статьи поможет учителям проанализировать свою деятельность и разобраться в том, что и как необходимо изменить при организации и проведении коррекционного обучения. Критический анализ своей педагогической деятельности, отбор приемлемых, современных методов и приёмов обучения, изучение специальной и коррекционной педагогики – это то, без чего не обойтись сегодня современному учителю в условиях инклюзивного образования.
Комментарий читателей статьи "Алгоритм сопровождения детей с ОВЗ и детей-инвалидов в дошкольном образовательном учреждении"